\
ќбратна€ св€зь

јдминистратору сайта будет отправлена ссылка на эту страницу: http://vladivostok-today.ru/
јвторизаци€
Ћогин:
ѕароль:
«абыли пароль?
«апомнить:
»ли
¬ы можете легко и быстро авторизоватьс€ на сайте при помощи попул€рных социальных сетей

–егистраци€
Email(логин):
ѕароль:
ѕовтор:
 артинки с кодом:
 од с картинки:
¬остановление парол€
Email(логин):
 од с картинки:

»смагил Ўангареев. ¬оспитание ¬остоком

03.10.19      –аздел: ќбщество

Картинки по запросу дети ÐШсмагила Шангареева

»смагил Ўангареев в окружении младших детей и внуков.

 

«¬оспитание - ѕуть к человечности» – тема, котора€ имеет историческое измерение в исламской культуре и €вл€етс€ неотъемлемой частью общечеловеческих ценностей в современном мире. –аскрытие этой темы в рамках небольшой статьи – задача, которую можно решить лишь тезисно, отрывочно, пыта€сь «найти граммы ради€, в тоннах железной руды». –ешение подобных задач, требует предельной аппроксимации (упрощени€) объекта исследовани€. ¬ данной статье, это всего лишь один элемент сложно-динамической модели глобального €влени€, которое € определил, как «¬оспитание ¬остоком».

Ёлемент – отражающий историческое измерение проблемы «¬оспитание – путь к человечности» - концепци€ величайшего мыслител€ исламской цивилизации јбу јли »бн —ины, широко известного в ≈вропе как јвиценна.  

¬ажно подчеркнуть, что систему взаимодействи€ «воспитатель – ребенок» в моей большой семье, где 11 детей и 10 внуков, € во многом имплементировал из мусульманской традиции адаб (достойный образ жизни), провод€ фундаментальные исследовани€, которые нашли свое завершение в книге «»слам и  ультура» (в насто€щий момент готовитс€ к печати).      

 

«аконы детства в системе воспитани€ »бн —ины

 

«аконы детства врача-философа »бн —ины, были впервые изучены и введены в научный оборот как часть пон€тийного аппарата « анона врачебной науки» в книге ¬ладимира »схакова «Ётюды о здоровье: »бн —ина и его античные предшественники» (1987) и не вызывает сомнени€, что в реформе воспитани€, котора€ неизбежно гр€дет на фоне нарастани€ бездуховности в услови€х технократической цивилизации XXI века, нам понадобитс€ мудрость и опыт наших великих предков и, прежде всего, непреход€щие идеи исламской духовности.

ƒействительно, многое из того, что создано »бн —иной адресовано далекому будущему, по отношению к которому мы с ¬ами – прошлое. ¬от такой парадокс. ќднако, пора обратитс€ к страницам « анона врачебной науки».

—огласно »бн —ине задача воспитател€ – врача и педагога, оберегать «естественные чувства ребенка», ибо «образ достойного человека формируетс€ путем уравновешивани€ характера ребенка силами любви и добра. “ак достигаетс€ истинное здоровье, – свободный дух в здоровом теле».

¬ своей книге «Ётюды о здоровье: »бн —ина и его античные предшественники» ¬ладимир »схаков предлагает нам провести простое сравнение между стратегией в области воспитани€, которую предлагает »бн —ина и взгл€дами признанного теоретика педагогики ƒжона Ћокка, искренне считавшего: «„то, касаетс€ упр€мства и намеренного непослушани€, то их можно исправить только силой и побо€ми, потому, что от этого зла нет другого лекарства».

 «Ћично дл€ мен€ »бн —ина и ƒжон Ћокк – пишет ¬ладимир »схаков, -  это как небо и земл€: с одной стороны, стратеги€ воспитани€ на века, и иезуитский совет действовать силой и побо€ми с другой».

ќднако, не спешите с выводами. ƒавайте лучше посмотрим, чь€ система прин€та сегодн€ в детских учреждени€х, школах, и, наконец, в подавл€ющем большинстве семей в –оссии, ≈вропе, —оединенных Ўтатах јмерики.

—кажу так: пока, что мы живем во времена ƒжона Ћокка, а идеи »бн —ины востребованы в основном в только в мусульманских семь€х, где помн€т заветы пророка ћухаммада и чтут принципы ’асан аль-јдаб.

¬ целом же надо признать, что идеи ƒжона Ћокка о том, как надо воспитывать ребенка, оказались более востребованы жизнью, нежели законы детства »бн —ины, и современна€ цивилизаци€ прин€ла его идеи воспитани€.

ѕосмотрите на моих младших детей и внуков.  онечно же победила любовь и доброта.  онечно же »бн —ина близок всем, кто хочет, чтобы его дети выросли здоровыми духовно и физически, а главное во всех отношени€х достойными и светлыми людьми. 

ƒа, повтор€ю и вынужден признать, что пока в большинстве стран выбор сделан в пользу рекомендаций ƒжона Ћокка, но без сомнени€ не за горами врем€ « анона врачебной науки». 

¬рем€ законов детства, которые €вл€ютс€ одной из вершин исламской культуры, все еще впереди. ¬с€ логика воспитани€ »бн —ины построена на принципе приоритета игр, как основы социальной реальности ребенка.

—огласно предписани€м « анона врачебной науки»: «режим образа жизни ребенка, строитс€ на посто€нной заботе, стремлении сделать его мир радостным, полным игр и душевного спокойстви€».

 

Картинки по запросу Шангареев ÐШсмагил и его дети

»смагил Ўангареев: любовь к дет€м – основа воспитани€.

 

»бн —ина обращаетс€ к родител€м с рекомендаци€ми: « огда ребЄнок просыпаетс€ от сна, то хорошо выкупать его в тЄплой воде и затем дать ему возможность немного поиграть. ƒалее, очень важно его воврем€ покормить и снова отпустить, но уже дл€ продолжительной игры на воздухе». я понимаю так, что здесь учтено все – и радость от игры, и естественна€ двигательна€ активность, жизненно необходима€ ребенку, и привыкание к коллективу, и пребывание на воздухе. »гра раздвигает реальное пространство ребенка, позвол€€ развиватьс€ фантазии, воображению, обогаща€ душу светом творческих энергий.

я всегда радуюсь, наблюда€ как мои дети и внуки играют, как про€вл€ютс€ особенности их характера, умение радоватьс€ и дарить радость. ¬ этой св€зи, хочу особо подчеркнуть роль взрослых в создании условий дл€ наполнени€ детской души энерги€ми добра и созидани€.

–оль взрослых колоссальна, но кратко сводитс€ к требованию √иппократа: «Ќе навреди».   сожалению, нередко, жизнь взрослых вторгаетс€ в мир ребенка как как грубый окрик, череда бесконечных ограничений, наказаний, порой настолько жестких, что личность ребенка как зеркало начинает отражать порочность и жестокость, так называемых, «воспитателей».

»бн —ина считает, что это вторжение, прежде всего, уничтожает   естественную потребность детской души в любви, добре, радости. ћаленький человек тер€ет данные ему јллахом богатства души, и, как следствие, неизбежно подвергаетс€ физическому разрушению, «ибо злой нрав, - как писал »бн —ина, - извращает естественную природу ребенка, проника€ в недра его натуры, обуславливает про€вление злобы, зависти, что отражаетс€ на его поступках, внешнем виде, иссушает его тело, делает его безразличным к чужой боли, формирует образ жестокого и трусливого человека».

Ѕольшинство порочных людей такими не рождаютс€, но станов€тс€ в процессе неправильного воспитани€, желани€ взрослых доминировать над телом и душой ребенка, а если это не получаетс€, то подобно «великому педагогу» ƒж. Ћокку, не прочь распустить руки, ведь маленький человек не может себ€ защитить.

»бн —ина утверждал, что не то, что наказывать, на ребенка даже нельз€ «смотреть недобрым взгл€дом». ќн не думал о вашем раздражении поведением малыша, он думал о его душе.

»бн —ина был сторонником довольно раннего приобщени€ ребенка к знани€м, но с использованием его любимого метода постепенности: сначала игры, сказки, и лишь достигнув шестилетнего возраста, в жизни ребенка должен по€витьс€ первый учитель.

 «”ченичество должно постепенно входить в его жизнь, - пишет »бн —ина, - не следует сразу прив€зывать его к книге». ѕоследн€€ рекомендаци€ сегодн€ особенно актуальна, так как по€вились рекомендации «компетентных специалистов» начинать обучение ребенка чуть ли не с пеленок, отравл€€ бесполезной информацией его чистое воспри€тие мира.

— тем как »бн —ина выстраивает свою стратегию воспитани€ можно соглашатьс€, можно не соглашатьс€. я не удивлюсь, что несогласных будет больше, чем готовых следовать советам 1000-летней давности, но заверша€ наш разговор не могу не процитировать строки из его поэмы «”рджуза»:

               941. я сказал: дл€ ребенка нет в мире запретов

                       “олько игры и сказки – суть »стины в этом.

               944.  ѕусть на звезды он чаще взирает, их песни

                        ¬сех земных голосов дл€ ребенка чудесней.

                                                                               (ѕер. »бн »ль€са)  

¬думайтесь в эти удивительные слова: «ѕусть ребенок чаще смотрит на звезды». Ёто ведь не просто созерцание неба – это приобщением к его высоким смыслам на подсознательном уровне. «адолго до того, как ребенок начнет изучать  оран, он наполн€етс€ мудростью звезд, постигает безграничные масштабы творени€ јллаха.

»бн —ина не только завещал нам законы детства, но открыл дл€ нас нечто большее, лежащее за гранью нашего обычного мировоспри€ти€ – школу созерцани€.

—огласно этой логике не только созерцание звезд, но и лазурной дали океана, и цветов, и пар€щих в небе птиц – все, что создано небесной ћудростью ¬севышнего, должно наполн€ть душу ребенка даром красоты, открывать в нем скрытые таланты, всел€ть в его душу радость быти€.

 

Картинки по запросу ÐШсмагил Шангареев с детьми на берегу залива

»смагил Ўангареев с сыном »схаком.

 

ѕолноценна€ личность формируетс€ только в услови€х радостного воспри€ти€ мира, позитивных энергий любви и веры. Ётому учит исламска€ наука, подчеркива€ важность того, с какой позиции мы подойдем к воспитанию как к процессу формировани€ гармонично развитой личности.  

 

—ведени€ об авторе: 

https://s.go01.ru/section/newsInText/upload/images/news/intext/000/050/299/4_5c35cd1d2e26c.jpg

»смагил Ўангареев – культуролог, писатель-публицист, общественный де€тель, —опредседатель —овета по кино- видеовизуализации культурно-исторического пространства ≈вразии при «јссамблее народов ≈вразии», „лен ѕрезидиума ≈вразийской јкадемии “елевидени€ и –адио (≈ј“–).